Facebook VK Instagram

Блиц-интервью с туроператорами. Выпуск №9: Дмитрий Арутюнов

На этой неделе произойдёт важное для отрасли событие. И это не совсем то, о чем вы подумали. В ближайшее воскресенье 21 марта пройдут традиционные турниры по боулингу и караоке, которые ежегодно организует туроператор «АРТ-ТУР» для работников турбизнеса. Исключением стал лишь 2020-й год, но от этого очередной турнир обещает быть ещё более ярким и запоминающимся!

В канун важного для компании мероприятия Дмитрий Арутюнов, генеральный директор «АРТ-ТУР», ответил на вопросы нашего блиц-интервью и раскрыл секреты успеха компании даже в непростое для турбизнеса время, а также поделился своими прогнозами на лето и дальнейшее открытие стран.

Арутюнов_большой_баннер.jpg

Какие направления на ближайшие месяцы, включая праздничные даты, в топ-листе предложений компании? На какие новинки стоит обратить внимание турагентствам и туристам?

На самом деле у нас не так много направлений, которые разрешены российскими властями и куда можно добраться без большого количества пересадок при совершении авиаперелёта. Конечно, в топе направлений сейчас лидируют однозначно Арабские Эмираты и Мальдивы, по разным причинам, но прежде всего потому, что это безопасно, хороший уровень отелей, это качественный сервис и есть прямые перелеты по обоим направлениям. При этом Emirates выполняет полеты и в Дубай, и на Мальдивы.

Как показывает практика, в любой кризис богатые становятся ещё богаче, а бедные — ещё беднее. Спрос на дорогое люксовое размещение сейчас даже превышает уровень до пандемии, а спрос на бюджетные туры в общем-то падает.

К уже упомянутым направлениям добавлю Занзибар со всей Танзанией. Очень интересное направление, которое произвело бум в этом сезоне, такого никто не ожидал. Из направлений, открытых совсем недавно, я отмечу Сейшелы, по которым у нас уже начались бронирования. Ну и приятные новости пришли буквально на днях о том, что с середины мая планирует открыться Греция. И я думаю, это будет любимое и востребованное направление для отдыха весной и летом. В ближайшем будущем есть обещания по открытию Кипра, который вновь появится на карте наших направлений. Ну и ждём открытия каких-то других европейских направлений, наличие которых в линейке предложений удешевят средний чек отдыха.

Закончились продажи зимнего сезона. Что оказалось самым востребованным, а что, наоборот, не оправдало ожиданий?

Мы для себя в нашей компании немного не так делим сезоны. Наши традиционные периоды — это осень-весна и весна-осень для наших традиционных направлений: те же Эмираты, страны ближнего востока, острова Индийского океана — больше направления осенне-весеннего отдыха, хотя в последнее время они очень популярны и летом. Поэтому для нас сезон продолжается, финальными аккордами станут мартовские каникулы и майские праздники.

Я думаю, что сейчас мы полностью ощутили на себе эффект отложенного спроса по нашим фирменным направлениям. Мальдивы сами потрясены тем шквалом, которые они получили в лице российских туристов. Отели Эмиратов в отсутствии туристов из традиционных рынков Западной Европы, Саудовской Аравии с лихвой компенсировали потери этих рынков туристами из Росии и стран СНГ, так как Украина и Казахстан активно грузят эти направления.

Что касается неоправданных ожиданий, то можно упомянуть здесь Сербию, которая вроде открыта для наших граждан. Понятно, что это направление никогда не было топом в наших продажах, и сейчас мы не видим взрывного интереса. Те 500 туристов в неделю, которые обещала принимать Греция, это тоже из разряда неоправданных ожиданий. И в принципе это практически всё, что мы имеем. Те страны, которые подразумевают по прибытии туристов карантин, вообще не имеют эффективных продаж на российском рынке, так как никто не хочет подвергать себя таким трудностям.

С Вашей точки зрения, насколько изменились запросы и предпочтения туристов, связанных с Covid-19? Как изменилась тактика бронирований «организованного» туризма?

То, о чём раньше мало кто задумывался, выходит на первый план при выборе поездки. Это прежде всего безопасность. Предпочтения отдают странам, в которых было зафиксировано немного случаев заболевания, была ниспадающая кривая статистики заболеваемости, проводятся прививки, соблюдаются меры безопасности и т.д. Сейчас, к примеру, Мальдивы собираются в обязательном порядке прививать весь персонал всех отелей, что будет дополнительной гарантией безопасности для туристов.

Второй вопрос при выборе направления — лёгкость въезда в страну. Есть варианты, при которых требуется соблюдение карантина или же тест по прибытии, это тоже дополнительный риск.

Далее стоимость перелета сейчас стала очень важна. Если раньше в условиях конкуренции авиакомпании предлагали часто очень дешёвые билеты, то сейчас перевозка ограничена, а в некоторых случаях, как с Дубаем, строго квотирована. Поэтому цена на билеты в соответствии с рыночными законами в 2-3 раза превышает привычную «доковидную» цену. И сейчас туристы при выборе направления сразу оценивают стоимость перелетов.

Приоритет при бронировании отдают виллам, частным владениям, где больше гарантия личной безопасности. Меньше туристы интересуются поездками в крупные города. Я думаю, даже после открытия таких хитов, как Париж, Рим, Лондон спрос на поездки в такие города будет меньше.

Основной тренд организованно туризма — last minute, и даже, как мы называем, last second.

При работе с партнёрами стала первостепенно важна тема лояльности. Мы требуем от них возврата денег туристам в случае каких-то эксцессов, к примеру, положительных тестов перед вылетом. Мы также стали более тщательно выверять цены наших партнёров-отелей с ценами, которые мы видим на разных ресурсах. Сейчас по понятным причинам не все рады своей загрузке, некоторые уходят в демпинг для прямого клиента, и такие отели мы быстро отключаем от своей системы бронирования и гарантируем практически по всем нашим направлениям, что клиент нигде не увидит цену дешевле при прямом бронировании.

Ситуация с введёнными ограничениями стала временем пересмотра всех внутренних процессов компаний, внедрения новых каналов продаж, цифровизации и использование инноваций. Как Ваша компания отреагировала на эти изменения? Что стало основными факторами выживания или даже роста?

Во-первых, мы смогли сохранить весь наш персонал за редким исключением. Во-вторых, мы не получили практически никаких серьёзных претензий от наших клиентов и агентов. Там, где можно было выплатить, мы выплатили, где сделать перенос, мы перенесли на другие даты поездки, вывезли всех наших туристов со всех направлений, где их застала пандемия.

Когда все вынужденно сидели по домам, одним из значимых наших достижений стало развитие нашей интеграции со многими отелями и их внутренними системами бронирования. К примеру, наша система теперь полностью сопряжена с системой бронирования такой крупной цепочки отелей, как Marriott. Это огромное количество отелей разных цепей, начиная от Ritz Carlton до Marriott Courtyard. Во многих странах мы получили возможность видеть больший спектр цен, и особенно сейчас, когда они меняются ежедневно, мы можем наблюдать за динамикой в режиме реального времени, они подключены к ценам наших пакетов и мы даем клиенту выбор по цене, которую он может видеть. Далее мы находимся в процессе с цепочкой Hilton. Некоторые цепочки у нас уже давно подлечены, это Jumeirah, One & Only и другие. Но Marriott для нас стал прорывом, и как мы видим, это интересно нашим агентам.

Фактором роста для нас стало то, что наши флагманские направления, которые сами развивались, так сказать, в дружественном контексте для нас и агентств, на которые мы делали ставку, и сейчас оказались наиболее безопасными и востребованными. И в этом нет никакой случайности или везения, как кто-то может сказать. Я думаю, что правильное стратегическое планирование оказалось базисной подушкой безопасности, которая помогла в случае таких неожиданностей, которые произошли в 2020 году.

Строить прогнозы сейчас очень сложно, но все же... По Вашей оценке, когда ожидается восстановление и стабилизация туристического бизнеса? Стоит ли ждать открытия новых зарубежных направлений на летний период?

Когда спрашивают о прогнозах, прежде всего вспоминается фраза: «Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах». Делать прогнозы в сегодняшней ситуации — вещь абсолютно неблагодарная. Всегда есть три мнения: оптимиста, пессимиста и реалиста. К примеру, я недавно общался в партнерами из Китая. Они выступают в роли пессимистов, считая, что страна откроется в лучшем случае к следующему Китайскому Нового году. Есть мнение оптимистов, которые считают, что уже к маю откроют Европу, популярные страны Средиземного моря.

Я на стороне реалистов. Во-первых, какого-то массового открытия стран вряд ли стоит ждать. У всех разная эпидемиологическая ситуация. Цифры в Европе, к сожалению, пока не радостные. Поэтому, я думаю, в первую очередь будут лоббировать открытие направлений те страны, которые имеют большой оборот, связанный с туризмом. Это прежде всего Кипр, Греция, Испания, Италия, те страны, которые имеют свое побережье Средиземного моря. На каких условиях эти открытия будут происходить, зависит от общей регуляции Евросоюза. Но страны, насколько я знаю, могут и сами вводить и снимать какие-то ограничения. Тем более, что внутренние границы Евросоюза теперь уже больше под контролем.

Мы ждём, что какой-то туризм на Средиземном море этим летом мы всё-таки получим. Поэтому активно считаем ту же самую Грецию. Думаем, будут хорошие и интересные цены на этих направлениях, на которые мы также ждём эффект отложенного спроса со стороны россиян, которые любят понятную по менталитету и удобную в плане транспортной доступности и близости Европу. Труднее ситуация будет с Азией, хотелось бы, чтобы летом открылся остров Бали, но все будет зависеть от цифр заболеваемости и темпа вакцинации.

Кстати, мы эту темы поддерживаем, половина нашего штата компании АРТ-ТУР уже привилась. Лоббируем проведение вакцинации, так как рано или поздно нам всем придется привыкнуть, что это будет необходимой процедурой, особенно, если вы собираетесь в какие-то зарубежные страны.

Дмитрий, знаю, уже на этой неделе состоится важное для компании АРТ-ТУР и агентств событие. Расскажите подробнее, что и когда это будет?

Хочу, пользуюсь случаем, пригласить всех принять участие в наших двух традиционных турнирах по боулингу и караоке, которые уже 21 год подряд, за исключением прошлого года, наша компания организует в первое воскресенье после весенней выставки МИТТ.

21 марта 2021 года состоится 21 по счету турнир! Считаю, цифры для нас очень символичные и должны нам всем принести удачу. Итак, для регистрации на турниры нужно позвонить по телефону нашей компании 7 (495) 980-21-21, тоже с нашими уже любимыми цифрами.

На сайте https://arttour.ru размещена более подробная информация. Наши партнеры выступают в роли спонсоров этого мероприятия. Будет традиционно много призов, живая музыка, танцы, пение, боулинг, фуршет. Я думаю, наши гости приятно проведут воскресенье, общаясь в кругу коллег. Ждем Вас!

15.03.2021

Возврат к списку