Facebook VK Instagram

Взгляд туроператоров на новые возможности

На форуме-выставке ОТДЫХ Leisure 2021 состоялась сессия туроператоров «Новые возможности в туризме и откуда они берутся? Взгляд лидеров рынка».


Новые возможности туроператоры получили благодаря поддержке государства, а также открыли благодаря новым продуктам, индивидуальному подходу в групповых программах, работе с премиальным сегментом. Возможности также расширяются, если внутри сектора перейти от стратегии «конкуренция» к стратегии «сотрудничество».

Помощь государства, работа с премиум-сегментом и перезагрузка отношений с агентами

Компания ANEX Tour вышла на внутренний рынок, в этом году список внутренних направлений туроператора пополнят Казань, Минводы, Калининград. «Закрытие границ дало толчок внутреннему туризму, и это — пролонгированный эффект», — считает Яна Муромова, заместитель генерального директора компании.

Выходом также стала работа в приорити-сегменте. Компания изменила подходы к рекламе и взаимодействию с агентским рынком. Место наружной и ТВ рекламы заняли поддержка и участия в мероприятиях. В меняющемся агентском рынке ANEX Tour сделал ставку на франчайзинговую сеть и лояльных агентов. Такое взаимодействие принесло более эффективное продвижение продукту, чем реклама компании как туроператора. Сейчас команда занята внедрением политики авторских туров для агентов, созданием совместных проектов для туристов и программ по управлению продажами.

«Ровно год назад мы надеялись, что это окончания эпохи коронавируса и выход в новый мир. Но и через год мы говорим о постпандемийной реальности. Возможно, оптимистичная стратегия: думать, что через пару месяцев всё закончится – оказалась правильной. У нас за плечами 2 года, мы приспособились к новым условиям».

Яна также подчеркнула роль той поддержки, которую оказало отрасли государство и начало более тесного сотрудничества бизнеса и власти в законодательной сфере. И подчеркнула размытие границ конкуренции между туроператорами, которые начали работать совместно, даже если об этом не слышно на рынке.

В Сибирь – на люксе, по индивидуальной программе

Предложение для премиального сегмента сформировал и оператор ручных круизов «ВодоходЪ». Начальник экскурсионного управления компании Елена Майоршина считает, что за последние два года на рынке появилась аудитория, которая заинтересовалась внутренним туризмом в связи с невозможностью выехать за рубеж. Чтобы создать предложения для таких клиентов, «ВодоходЪ» модернизировал теплоходы. В 2019 году на воду был спущен новый лайнер «Мустай Карим», построенный на верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и соответствующий категории «люкс» и уровню пятизвездного отеля. Круиз проходит в просторных каютах по программе «Все включено», на борту – развлекательная программа, в городах – экскурсионная программа.

IMG_4203.JPG

Елена Майоршина отметила также запрос на индивидуальный подход. «Путешествовать наши гости предпочитают малыми группами, и ждут, что отдых будет организован по стандартным маршрутам, но по индивидуальным программам». Обзорные экскурсии перестали быть интересны людям, туроператор должен быть готов предложить выбор с учётом интересов путешественников – театр или архитектура, гастрономия или экология.

Компания также открыла новые маршруты: прямые круизы на Соловецкие острова, круизы по Азовскому и Чёрному морю. Но больше всего присутствующим в «Экспоцентре» понравился маршрут «Енисейская экспедиция». Кажется, многие уже были готовы достать смартфоны и бронировать круиз, но Майя Ломидзде, исполнительный директор АТОР вовремя уточнила стоимость экспедиции, подготовленной для премиальных клиентов.

Интерес к стране – иллюзия или холодный душ от «Дельфина»

«Холодным душем» назвала Майя Ломидзе выступление Сергея Ромашкина, генерального директора ТО «Дельфин»

«Мы много раз слышали, что кризис – окно возможностей. Но я разочарован: мы не обнаружили никаких возможностей. Есть известное изречение: “Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее”. Мне ближе иная трактовка второй части – “делает нас инвалидами”», – начал выступление Сергей. Он отметил, что рынок серьёзно деформировался – выездной, въездной, которого нет, и внутренний. При этом, «Дельфину» грех жаловаться: если 2020 год «принёс» компании падение в 30% по сравнению с 2019 годом, то в 2021 году уже есть рост финансовых результатов по сравнению с 2019.

IMG_4245.JPG

Он отметил сложности, связанные с ограничительными мерами – сотрудникам приходилось работать с негативным настроем, и этих туристов компания потеряла. Но не по своей вине. Были случаи, когда ограничительные меры в регионах вводились, когда туристы уже были в дороге и не имел возможности выполнить предписанное. «Огромная волатильность: волны спроса и аннуляции – сильно нас измотала», – признался Сергей Ромашкин.

Изменилась и ассортиментная ситуация. Если ранее пляжный отдых составлял 50%, а половина путешественников выбирала экскурсионные, лечебные и другие туры, то в 2021 спрос на пляжный отдых доходил до 80 %. «Пляжи Испании и Италии наши туристы были готовы променять на Крым и Краснодарский край, но те, кто хотел ехать в Париж, не хотели ехать в Новгород. Экскурсионный туризм не получил ничего от закрытых границ. Мы видим в российских городах тех же, кто был там 5-10 лет назад. И когда границы откроются, зарубежных коллег ждёт рост, а нас – спад. Нет иллюзий, что спрос вызван внезапным интересом к России – как только границы откроются, нас ждёт падение; мы наблюдали такую ситуацию, когда в 2016 году Турция закрывалась. Для нашей компании проблема в том, что мы не видим новые уровни равновесного рынка; не понимаем, можем набирать сотрудников или надо уже сокращать. Затруднительно планирование даже на короткие периоды».

Сергей Ромашкин также отметил меры господдержки и отдельно сказал о программе кешбэка – она помогла компании весной, помогает и сейчас. «Те деньги, которые тратит государство “на рекламу” не сопоставимы с возможностями самой крупной компанией. 15-20% туров продаются с кешбэком – это важная мера для операторов по внутреннему туризму».

Сценическое плавание, новые маршруты и прочие радости на воде

Заместитель генерального директору по туризму «Мостурфлота» Светлана Гончарова рассказала, что компания, оживляя продукты и готовя предложения для туристов, которые не отправились в путешествия за границу, обратила внимание на брендовые маршруты. У них есть несколько преимуществ: многообразие (программы включают маршруты воинской славы, сельский отдых, природное многообразие, музеи, гастрономические экскурсии) и то, что их формируют власть вместе с бизнесом. Это, по словам Светланы Гончаровой, гарантирует, что есть профессиональные гиды, инфраструктура, соблюдаются требования к турпродуктам.

Сейчас компания предлагает более ста маршрутов продолжительностью от 2 до 23 дней, которые охватывает 60 регионов, экскурсионный осмотр включает 11 памятников ЮНЕСКО. Экскурсионный пакет копания стремится обновлять, поскольку на круизном рынке высокий процент возвратных туристов. Предложения есть от круизных лоукостеров до теплоходов класса «люкс». Ранее теплоходы этого класса работали только для зарубежных туристов. Светлана Гончарова подтвердила тезисы коллег о том, что спрос в этом сегменте был самым высоким. Она также рассказала о новых идеях, которые реализовали на борту. Например, компания предлагает формат «Сценическое плавание»: маршрут проходит вблизи уникальных природных и исторических объектов в то время, когда они наилучшим образом освещены, гости в это время собираются на верхней палубе или в залах с панорамными окнами, гид рассказывает историю этих мест, и всё это сопровождается музыкальным и театрализованным представлением.

IMG_4201.JPG

Если не инвестировать в регион, не будет возможностей роста

О работе региональных туроператоров рассказал Роман Цветков, генеральный директор ТО «СканТур» из Карелии. Новые возможности компания начала искать (и нашла) ещё до пандемии, когда было понятно, что развитие упёрлось в потолок. «Был вопрос: куда и как расти. Создавать новые маршруты – сложно и количество объектов показа ограничивает. Рассматривать точкой роста рост расходов на рекламу?». Учитывали и такие проблемы, как нехватка персонала на местах, высокая конкуренция и другие. Но дорожная карта была составлена.

Что начали делать? Взаимодействовать с местным населением. У путешественников есть запрос на общение, что не всегда легко с точки зрения организации – не каждый местный житель примет экскурсионный автобус. В общем, местных жителей надо обучать. Наставлять, помогать им, в том числе с юридической точки зрения. Но и жителям есть, что рассказать, ведь они – носители знаний, которые помогут насытить тур лучше, чем гиды.

Знания в целом – это уже точка роста, и «СканТур» не раз в этом убеждался. Например, компания начала проводить мастер-классы и форумы для компаний-партнёров, местных предпринимателей – и это всегда приносило результат.

Возможности, которые почему-то не все региональные туроператоры используют – это взаимодействие с департаментами по туризму, местной администрацией ТИЦ, ВЭБ.РФ, РЭК и другими организациями. Это помогает участвовать в федеральных проектах, влиять на улучшение инфраструктуры, понимать, как работать с зарубежными туристами и т.д.

«Эти взаимодействия приводят к тому, что турпакет более удобный, гибкий. И когда дальше возникает вопрос, куда развиваться, ответ: присвоение статуса брендовых маршрутов», – уверен Роман. Компания прошла оценку одного брендового маршрута и готовит второй – экспертная оценка помогла понять, насколько маршрут готов, чтобы инвестировать в него, и что надо доработать.

«Главная мысль – это необходимость инвестирование в регион. Да, не все окупается, а что-то изначально носит некоммерческий характер. Но если этого не делать, будет несколько стандартных маршрутов и никаких возможностей роста», — резюмирован Роман Цветков.

Он, как и другие спикеры, отметил важность сотрудничества между операторами, которое всегда win-win.

10.09.2021

Возврат к списку

ВИЗИТАЛТАЙ AUTENTICA CUBA
Азербайджан Академсервис