EN
Telegram VK Youtube

Вадим Прасов: Глобальные бренды уходить из России не собираются

Вадим Прасов: Глобальные бренды уходить из России не собираются

Редакция HBA побеседовала с Вадимом Прасовым, управляющим партнёром компании «Альянс Отель Менеджмент», о ситуации на гостиничном рынке спустя два месяца после приостановления планов развития международных операторов и ‘разводом’ с рядом объектов, собственники которых оказались под санкциями. 

Как ты считаешь, уход международных операторов с рынка – это хорошо или плохо?

Первое, это не уход, а приостановка новых проектов. Так что для объектов, которые находятся на ранних стадиях развития, проблема скорее формальная. Сложнее тем объектам, у которых процедуры открытия под международным брендом уже запущены. Им придётся либо открываться без бренда, либо переносить открытие на неопределённый срок. Что касается действующих отелей, прежде всего тех, чьи владельцы находятся под санкциями, многое зависит от брендов и их желания демонстративно принимать меры, как это сделал Hyatt. 

Кроме единичных расхождений с объектами, чьи собственники оказались под санкциями, может ли исход брендов стать массовым? 

На мой взгляд, речи о массовом исходе пока не идёт. Отели и отельные операторы относительно далеки от политики, по крайней мере, должны быть далеки, что подразумевается форматом индустрии гостеприимства. Если только с нашей стороны не примут кардинальные меры на законодательном уровне или не произойдёт нечто совершенно экстраординарное со стороны стран брендов, и все международные бренды разом не покинут Российскую Федерацию. 

Сейчас можно говорить о другой стороне вопроса – о разной экономике этих объектов. Понятные им в плане туристского трафика рынки на сегодняшний момент не присутствуют и в ближайшее время присутствовать не будут. Работать с другими рынками можно и нужно, но здесь у брендов уже не будет глобального преимущества. В текущей ситуации практически закрытых границ люксовые отели испытывают больший дефицит. В Москве трёх- и четырёхзвёздочные отели чувствуют себя вполне хорошо. Страдают пятизвёздочные отели. Их цены в евро и долларах были весьма привлекательны для туристов, например, с Ближнего Востока, которые активно приезжали в прошлом году. Но в рублёвом эквиваленте для внутренних туристов уже не столь приятны. Такая проблема с ценообразованием особенно касается городских отелей. С курортным направлением всё иначе, там иной спрос, но встают вопросы с транспортом и логистикой.

Насколько просто самому объекту уйти от бренда, если он не приносит пользу?

Всё зависит от контрактных обязательств, которые изначально существуют между брендом и отелем. В некоторых договорах заложен механизм потенциального расторжения. Но это длительный, затратный процесс, в 95% случаев решаемый в судебном порядке. Безболезненно из подобной ситуации объекту не выйти, суд в любом случае определит компенсацию бренду. Я всегда считал, что у брендов юридическое подразделение – обычно одно из самых сильных. 

Ситуация немного упрощается тем, что объекты, находящиеся под санкциями, могут уйти от бренда, написав соответствующее информационное письмо. Уверен, что любой бренд отреагирует юридически правильно. Для владельцев отелей, которые и ранее были не удовлетворены финансовым результатом и хотели бы прекратить контрактные отношения, но не готовы были на судебные тяжбы и финансовые потери, сейчас, возможно, тот момент, когда выйти из длинного договора можно относительно быстро и безболезненно.

Кроме того, надо разделять девелопмент и операционные подразделения брендов. У девелоперов территория не ограничивается местом их локации. В нагрузке у них не только Российская Федерация, но и СНГ, и Восточная Европа. На данный момент их отправили работать на дому, решается вопрос о релокации, но пока все девелоперские команды оплачиваются брендами. 

Что касается операционного подразделения, здесь возникают сложности с кибербезопасностью, транзакциями за рубеж, лицензионными продуктами, которые больше не поддерживаются. В какой-то степени все выдохнули, оттого что Oracle, большой и медлительный, не успел перевести Opera и Fidelio в облачную версию. Они начали распространение в прошлом году, но не на российском рынке. Если бы они внедрили облачные версии пять или восемь лет назад, сейчас брендовые отели России не смогли бы работать. 

В любом случае собственник объекта далёк от операционных проблем, но он видит финансовые показатели. На их основе он и сделает вывод, уходить от бренда или оставаться. 

Какие международные игроки могут с большей вероятностью уйти, а какие точно останутся?

Каждый бренд решает сам для себя исходя из возможностей рынка, прогнозируемого развития и потенциала потерь. У Accor, Radisson и Marriott ситуация по количеству отелей вполне приличная, не думаю, что у них есть желание уйти с российского рынка. 

Угадать настроения и планы брендов очень сложно. Но, мне кажется, что глобальные бренды уходить всё-таки не собираются.

Могут ли международные игроки вернуться после разрешения текущей ситуации и при каких условиях?

Рынок для них не потерян. Бренды ждут позитивных решений от стран, в которых расположены их головные офисы. Мы знаем примеры, когда возвращаются после запретов компании-ритейлеры, когда снимаются ограничения на отдельные позиции экспорта и импорта, налагается сначала запрет, а после вносятся разрешающие корректировки. Я далек от мысли, что к индустрии гостеприимства будут особые запреты. Если появятся примеры возвращения одного-двух крупных брендов, то остальные тут же включатся в гонку.

К кому из отечественных игроков обратятся собственники отелей, от которых уходят бренды? Кто может быть наиболее вероятным бенефициаром? 

Я не думаю, что есть кто-то, кто может быть основным бенефициаром в этой ситуации. Потому что достаточная часть брендовых отелей останется под управлением операционной команды бренда. 

Из отечественных игроков с хорошим ресурсом для управления отелями, вышедшими из бренда, назову Азимут, Cosmos, ГОСТ Отель Менеджмент, USTA. Свою компанию, Альянс Отель Менеджмент, тоже однозначно упомяну, у нас уже есть подобные запросы и диалоги. 

У компаний, к которым захотят обратиться объекты, должна быть понятная, сложившаяся история деятельности и успеха. Не год-два, а десять-пятнадцать лет. Они должны работать в формате USALI, понимать сегмент, который занимают отели, потенциально уходящие от бренда, обладать широким выбором агрегаторов и контрагентов в разных сегментах рынка для оперативной организации эффективных продаж. У них уже должны быть объекты соответствующего уровня. Многое определяет репутация и объём делового общения, не просто внутригостиничного, но с рынком владельцев, девелоперов и так далее. 

То есть это крупные и общающиеся на соответствующем уровне компании. Их не может быть много, пять-семь структур.

17.05.2022

Источник

Возврат к списку