Водный маршрут Санкт-Петербург – Москва – перспективное направление, очень интересное для иностранных туристов, однако необходимо многое сделать, чтобы он приносил реальные доходы обоим городам и прилегающим территориям. Прибывающие в Петербург или отбывающих из города яхты совершают примерно 700-750 судозаходов в год. Число иностранных туристов, посещающих Петербург на речных круизных судах, составляет 120-140 тыс. в год, российских – 150-180 тыс. Такие цифры привел на заседании комиссии по туриндустрии Законодательного собрания Санкт-Петербурга ее председатель Андрей Черных. Комиссия обсудила проблемы развития водного туристического маршрута Санкт-Петербург – Москва и перспективы развития яхтенного туризма.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев поделился своими соображениями по поводу необходимости развития яхтенного туризма. В частности, он отметил его актуальность для международного рынка. Скандинавия, Польша, Германия сейчас делают ставку на развитие водного туризма, что способствует развитию инфраструктуры прибрежных территорий, созданию новых рабочих мест, в том числе, благодаря государственным дотациям.
Эксперт РСТ по яхтенному туризму Сергей Акуленко подробно рассказал об основных проблемах яхтенного туристического маршрута Москва – Петербург. Развитию этого продукта мешает отсутствие должного уровня навигационно-гидрографического обеспечения. Картографический материал устаревает, на навигационных картах по акваториям, активно эксплуатирующимся маломерным флотом, представлена информация 30-80-х годов. Дорогие яхты не будут получать страховых выплат в случае происшествий на необорудованных навигационными знаками акваториях. Таким образом, необходима целевая государственная программа по навигационно-гидрографическому обеспечению маршрута. При наличии актуальной информации возможно будет оценить целесообразность развития акваторий в интересах водного туризма, перспективы развития соответствующей береговой инфраструктуры, гидротехнического и причального строительства.
Как известно, благодаря усилиям Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Минтранса и комитета Госдумы по транспорту сейчас рассматривается принятие поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта России с целью упрощение процедуры получения разрешений для захода в российские воды маломерных судов под иностранным флагом. Но, по мнению Сергея Акуленко, на первом этапе можно начать разработку и реализацию программы привлечения к водному маршруту Москва – Петербург отечественных яхтенных туристов. В свою очередь, опыт работы с отечественными яхтсменами позволит создать организационную и нормативно-правовую базу для привлечения яхт под иностранным флагом.
Большинство владельцев маломерного флота предпочитают моторные катера до 10-12 метров. Чаще всего шкипером на таких лодках является сам владелец, то есть не профессиональный судоводитель. Соответственно таким судам требуется квалифицированная помощь при переходе на большие расстояния по внутренним водным путям, а также первичный сервис, включая заправку топливом и водой. Для привлечения этой категории яхтсменов необходима детальная проработка водного маршрута между двумя столицами. Это означает выпуск специальной лоции для владельцев яхт с подробным описанием условий прохождения маршрута, тем более что Волго-Балтийский водный пути отличаются крайней сложностью. Также надо издать буклет по историко-культурным достопримечательностям, встречающимся на маршруте.
Исполнительный директор Северо-Западного отделения РСТ Татьяна Гаврилова считает, что также необходима государственная поддержка в организации яхтенно-катерных топливных заправок, которые работают сезонно и чаще всего нерентабельны; нужна прозрачная система землеотвода под строительство марин; разработка стандартов качества обслуживания – от услуг по швартовке до туристических программ; продвижение и система информирования и о самих маринах, и о близлежащих туристических объектах.
По мнению и.о. председателя Комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области Виктора Боганова, необходимо разработать концепцию водного маршрута Петербург – Москва как межрегионального турпродукта, а затем подписать соглашение между областями. Сегодня важно наладить взаимодействие между регионами Северо-Запада (Петрозаводск, Архангельск, Вологда), а также Тверской областью и Комитетом по туризму правительства Москвы, скоординировать действия, создавать новые маршруты.
Подводя итоги, Сергей Корнеев выделил ряд ближайших мер по адаптации маршрута Петербург – Москва к яхтингу. Это разработка пакета подзаконных нормативных актов, регламентирующих и упрощающих судоходство для маломерных судов, в том числе под иностранным флагом, издание путеводителя по маршруту, создание системы ориентирующей информации, территориальное зонирование, организация регаты по этому маршруту.
Межрегиональная рабочая группа, в состав которой войдут специалисты и представители законодательных и исполнительных органов государственной власти, до сентября 2011 года подготовит предложения по реализации намеченных планов. 31.03.2011
Возврат к списку